Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Бурзянская централизованная библиотечная система»
муниципального района Бурзянский район
Республики Башкортостан
logo
Муниципаль бюджет мәҙәниәт учреждениеһы
«Бөрйән үҙәкләштерелгән китапханалар системаһы»
Башҡортостан Республикаһы
Бөрйән районы муниципаль районы
Республика Башкортостан, Бурзянский район, с. Старосубхангулово, ул. Ленина, 74
тел. +7 (347 55) 3-53-96; e-mail: mukcbs18@mail.ru

Экскурсионный фольклорно-туристический маршрут “Преданья старины глубокой….”

         Добро пожаловать в страну легенд, сказаний, древнейшее культурно-историческое наследие Башкортостана – в Бурзянский район. Необыкновенной, неописуемой красоты природы!. Здесь жили наши предки, создатели знаменитых эпосов «Урал-батыр», «Акбузат», «Бабсакбей и Кусякбей».

         Бурзянский район расположен в горно-лесной местности западного склона Южного Урала. Образован в 1930 году, центр района – село Старосубхангулово. На территории района 33 населенных пункта, проживают здесь 18 тысяч человек. Район сельскохозяйственный, с развитым скотоводством мясомолочного направления. Общая занимая площадь 444 тыс.га. Леса занимают 86% территории района.

         Бурзянский район стал центром туризма Республики, так как он богат охраняемыми территориями. У нас находится Башкирский государственный заповедник (49,6 т.га), государственный заповедник «Шульган-таш» (22, 5 т.га) и часть (14,8 т.га) Башкирского национального природного парка. Комплекс этих заповедных участков настолько уникален и интересен, что вместе с Государственным природным заказником по охране бортевой пчелы «Алтын солок» (92 тыс.га) намечен к включению в «Список Всемирного и культурного наследия ЮНЕСКО».

         Ну а теперь – в путь по прекрасной, древней, но с бесхитростной детской душой земле, по ее древним и новым легендам и сказаниям.

      Вот гора «Курыуды», что находится неподалёку от аула Байназарово. В древности враждовали между собой Бабсак-бий из кыпчакского рода и Каракулумбет из рода бурзянцев. Каракулумбет убил Бабсака и поголовно истребил кыпчаков. В живых остался только сын Бабсака. Когда он вырос батыром, то отомстил за отца кровной местью: он убил Каракулумбета, поднял его тело на гору и там изжарил. Так рассказывают старики.

      Вот с тех пор ту гору стали называть Курыуды (Жарево).

      Мы приближаемся  к горе Инсебика, которая находится в нескольких километрах от райцентра Бурзянского района.

 Эта история дошла до нас с древних времен. Тогда бедные башкиры вынуждены были отдавать своих дочерей, против воли их, за богатых баев, чтобы прожить за счет выкупа за невесту.

У одного бедняка была дочь-красавица по имени Инсебика. Жили они вдвоем, мать умерла. Положил на девушку глаз бай-богач и захотел взять ее себе третьей женой. Посылает к отцу сватов. Но у девушки уже был любимый парень. А отец, позарившись на деньги бая, решает силой выдать дочь за него замуж.

Девушка узнала об этом и убежала из дома. Сваты бая и их помощники бросились искать беглянку. Инсебика побежала от преследователей на скалистую гору. Погоня не отстает. Настигли девушку на каменистом уступе. Когда места для отступления уже не осталось, она со словами: «Чем погубить молодость в мучениях и побоях, достанусь я лучше рыбам» – бросилась с уступа в реку. Скала эта так и названа в честь девушки Инсебики.

        Вот Масим, Масим-тау находится в 14-ти км от райцентра и в 16-ти км от Каповой пещеры.

Масим, Масим-тау — самый южный тысячник всего Уральского хребта. Высота 1040, 3 м. Высшая точка Бурянского района, приметная в устном творчестве башкир.

Масим – популярная точка туристических маршрутов.

Название горы Масим связано с именем легендарного персонажа башкирского эпоса Масем-хана (Масем-бая). В башкирском народном эпосе «Акбузат» он представлен в основном как хан-угнетатель. Во многих же вариантах сказания  «Кусяк-бий» и в многочисленных преданиях Масим изображен  ханом семи (иногда – двенадцати) башкирских племен и характеризуется, напротив, только в положительном плане. 

         А вот – могила Бабсака. Курган высотой в три – четыре метра. О нем- своя  впечатляющая  легенда.

Сражались давным-давно два бия. Один был местный и звали его Каракулумбет, а другой из Абтракова Кыпсаковской волости, звали его Бабсак. Каракулумбет убил Бабсака и не дал его соплеменникам бурзянской земли насыпать могильный курган, какой полагается вождю. Воины Бабсака стали возить землю для кургана с отмели в устье реки Буйляу, что находится в 35 км-ах ниже по реке Белой. Возили землю батманами верхом и насыпали курган. Как бы продолжением этой легенды является гора, которая находится неподалеку от Байназарово. Каракулумбет убил Бабсака и истребил всех мужчин кыпсаков, кроме одного, находившегося еще в утробе матери- бурзянки. Когда этот младенец- Кусяк вырос и стал батыром, он по обычаю кровной мести жестоко расправился с Каракулумбетом: мучил его, потом повел его на гору и там изжарил заживо. И гору называют Курыуды- Жарево.

         И вот перед нами легендарное озеро Елкысыккан-Куль (озеро, из которого вышли кони)

         В старину у одного охотника была очень хорошая собака по кличке Куктуш ( Серогудка). Любого зверя настигнуть могла, любую птицу на взлете поймать могла.

         Встретился однажды в лесу какой- то егет. Тому так приглянулся Куктуш, что стал он уговаривать хозяина отдать ему собаку. Обещал взамен табун лошадей, которых выведет из озера. Долго просил и добился- таки своего – уговорил. Егет взял собаку и вместе с нею нырнул в озеро. Вскоре вывел оттуда кобылицу. Севшему верхом охотнику сказал: «Езжай на этой кобыле. Вслед за ней выйдут из озера другие лошади, будут твоими. Только назад не оглядывайся». Промолвил это и исчез с собакой.

         Едет охотник на кобыле и слышит сзади топот, ржанье и фырканье множества лошадей. Но не смог человек превозмочь любопытства- оглянулся. Тут же половина выходившего из озера табуна кинулась обратно в водную глубь. Пошли за охотником лишь те лошади, что уже выбрались на берег. Озеро получило название – Елкысыккан – озеро, откуда вышли лошади (Конский выход ). По тексту описания это озеро соответствует озеру карстового происхождения вблизи пещеры Шульган- Таш, и которое также называют озером Шульганом.

         Мы приближаемся к пещере Шульган-таш – одной из крупнейших пещер Урала. В башкирской мифологии с Шульган-ташем связано немало различных сюжетов. Они связаны с почитанием этой пещеры в древности как культового центра Южного Урала.

         Пожалуй, самая красивая легенда – эпос «Урал-батыр», который посвящен космической борьбе двух братьев: младшего Урала со старшим Шульганом. А имя «Шульган» вообще является нарицательным, возникая в самых масштабных произведениях фольклора, относящихся к древнейшей поре человеческого существования. Во-первых, это старший брат Урала в одноименном эпосе, возраст которого, с легкой руки молодого ученого-историка Салавата Галлямова, сравнившего его с древне-иранской «Авестой» и шумерскими сказаниями о Гильгамеше, специалисты определяют четерьмя тысячами лет.

Во-вторых, именно в Шульган-озере обитает подводный царь, отец красавицы Нэркэс в другом эпосе «Акбузат». Против этого падишаха начинает войну герой повествования Хаубан. Победив царя Шульгана, он превращает  его в обыкновенную отвратительную черепаху. В-третьих, в башкирских легендах имя Шульган ассоциируется с образом врага людей, с предательством и злодейством.

 Считалось, что в пещере Шульган-таш обитает дух Урал-батыра в облике огромного всадника на крылатом коне Акбузате. Тому, кто его увидит, повезет.

И вот перед нами эта легендарная река Шульган.

Мятежно выбиваясь откуда-то из-под гранитных скал, она поражает глаз своей опаловой голубизной.

Вода в речке холодная, но в ней купаются, и не простужаются никогда! Напротив, выбираются освежившимися и как бы заново родившимися. Такова уж эта волшебная вода, вытекающая из недр пещеры и образующая неподалеку упомянутое выше легенду – озеро Шульган. Никто не знает и не может знать подземных таинств этой реки и этого озера, как не может знать глубинных загадок и ходов этой пещеры.

Оказавшись внутри пещеры, ловишь себя на том, что все тело окунается в состояние благости и покоя. Таково магическое воздействие этого вековечного грота, порождения бога Тэнгри, который покровительствовал людям далеких эпох. И разве не это вдохновенное состояние заставляло их брать в руки природную кисть из жестких растений и выписывать изумительные фигуры животных, о которых мы знаем лишь по тем же преданиям старины глубокой?

Ну а тот, кто хочет узреть и познать Душу и Разум нашей удивительной пещеры, пусть отправляется в ее сердцевину, и припадет к ней всем существом своим, постигая волшебную, колдовскую силу и красу немыслимо прекрасного облика этих мест!

 

0