Добро пожаловать в страну легенд, сказаний, древнейшее культурно-историческое наследие Башкортостана – в Бурзянский район. Необыкновенной, неописуемой красоты природы!. Здесь жили наши предки, создатели знаменитых эпосов «Урал-батыр», «Акбузат», «Бабсакбей и Кусякбей».
Бурзянский район расположен в горно-лесной местности западного склона Южного Урала. Образован в 1930 году, центр района – село Старосубхангулово. На территории района 33 населенных пункта, проживают здесь 18 тысяч человек. Район сельскохозяйственный, с развитым скотоводством мясомолочного направления. Общая занимая площадь 444 тыс.га. Леса занимают 86% территории района.
Бурзянский район стал центром туризма Республики, так как он богат охраняемыми территориями. У нас находится Башкирский государственный заповедник (49,6 т.га), государственный заповедник «Шульган-таш» (22, 5 т.га) и часть (14,8 т.га) Башкирского национального природного парка. Комплекс этих заповедных участков настолько уникален и интересен, что вместе с Государственным природным заказником по охране бортевой пчелы «Алтын солок» (92 тыс.га) намечен к включению в «Список Всемирного и культурного наследия ЮНЕСКО».
Ну а теперь – в путь по прекрасной, древней, но с бесхитростной детской душой земле, по ее древним и новым легендам и сказаниям.
Вот гора «Курыуды», что находится неподалёку от аула Байназарово. В древности враждовали между собой Бабсак-бий из кыпчакского рода и Каракулумбет из рода бурзянцев. Каракулумбет убил Бабсака и поголовно истребил кыпчаков. В живых остался только сын Бабсака. Когда он вырос батыром, то отомстил за отца кровной местью: он убил Каракулумбета, поднял его тело на гору и там изжарил. Так рассказывают старики.
Вот с тех пор ту гору стали называть Курыуды (Жарево).
Мы приближаемся к горе Инсебика, которая находится в нескольких километрах от райцентра Бурзянского района.
Эта история дошла до нас с древних времен. Тогда бедные башкиры вынуждены были отдавать своих дочерей, против воли их, за богатых баев, чтобы прожить за счет выкупа за невесту.
У одного бедняка была дочь-красавица по имени Инсебика. Жили они вдвоем, мать умерла. Положил на девушку глаз бай-богач и захотел взять ее себе третьей женой. Посылает к отцу сватов. Но у девушки уже был любимый парень. А отец, позарившись на деньги бая, решает силой выдать дочь за него замуж.
Девушка узнала об этом и убежала из дома. Сваты бая и их помощники бросились искать беглянку. Инсебика побежала от преследователей на скалистую гору. Погоня не отстает. Настигли девушку на каменистом уступе. Когда места для отступления уже не осталось, она со словами: «Чем погубить молодость в мучениях и побоях, достанусь я лучше рыбам» – бросилась с уступа в реку. Скала эта так и названа в честь девушки Инсебики.
Вот Масим, Масим-тау находится в 14-ти км от райцентра и в 16-ти км от Каповой пещеры.
Масим, Масим-тау — самый южный тысячник всего Уральского хребта. Высота 1040, 3 м. Высшая точка Бурянского района, приметная в устном творчестве башкир.
Масим – популярная точка туристических маршрутов.
Название горы Масим связано с именем легендарного персонажа башкирского эпоса Масем-хана (Масем-бая). В башкирском народном эпосе «Акбузат» он представлен в основном как хан-угнетатель. Во многих же вариантах сказания «Кусяк-бий» и в многочисленных преданиях Масим изображен ханом семи (иногда – двенадцати) башкирских племен и характеризуется, напротив, только в положительном плане.
А вот – могила Бабсака. Курган высотой в три – четыре метра. О нем- своя впечатляющая легенда.
Сражались давным-давно два бия. Один был местный и звали его Каракулумбет, а другой из Абтракова Кыпсаковской волости, звали его Бабсак. Каракулумбет убил Бабсака и не дал его соплеменникам бурзянской земли насыпать могильный курган, какой полагается вождю. Воины Бабсака стали возить землю для кургана с отмели в устье реки Буйляу, что находится в 35 км-ах ниже по реке Белой. Возили землю батманами верхом и насыпали курган. Как бы продолжением этой легенды является гора, которая находится неподалеку от Байназарово. Каракулумбет убил Бабсака и истребил всех мужчин кыпсаков, кроме одного, находившегося еще в утробе матери- бурзянки. Когда этот младенец- Кусяк вырос и стал батыром, он по обычаю кровной мести жестоко расправился с Каракулумбетом: мучил его, потом повел его на гору и там изжарил заживо. И гору называют Курыуды- Жарево.
И вот перед нами легендарное озеро Елкысыккан-Куль (озеро, из которого вышли кони)
В старину у одного охотника была очень хорошая собака по кличке Куктуш ( Серогудка). Любого зверя настигнуть могла, любую птицу на взлете поймать могла.
Встретился однажды в лесу какой- то егет. Тому так приглянулся Куктуш, что стал он уговаривать хозяина отдать ему собаку. Обещал взамен табун лошадей, которых выведет из озера. Долго просил и добился- таки своего – уговорил. Егет взял собаку и вместе с нею нырнул в озеро. Вскоре вывел оттуда кобылицу. Севшему верхом охотнику сказал: «Езжай на этой кобыле. Вслед за ней выйдут из озера другие лошади, будут твоими. Только назад не оглядывайся». Промолвил это и исчез с собакой.
Едет охотник на кобыле и слышит сзади топот, ржанье и фырканье множества лошадей. Но не смог человек превозмочь любопытства- оглянулся. Тут же половина выходившего из озера табуна кинулась обратно в водную глубь. Пошли за охотником лишь те лошади, что уже выбрались на берег. Озеро получило название – Елкысыккан – озеро, откуда вышли лошади (Конский выход ). По тексту описания это озеро соответствует озеру карстового происхождения вблизи пещеры Шульган- Таш, и которое также называют озером Шульганом.
Мы приближаемся к пещере Шульган-таш – одной из крупнейших пещер Урала. В башкирской мифологии с Шульган-ташем связано немало различных сюжетов. Они связаны с почитанием этой пещеры в древности как культового центра Южного Урала.
Пожалуй, самая красивая легенда – эпос «Урал-батыр», который посвящен космической борьбе двух братьев: младшего Урала со старшим Шульганом. А имя «Шульган» вообще является нарицательным, возникая в самых масштабных произведениях фольклора, относящихся к древнейшей поре человеческого существования. Во-первых, это старший брат Урала в одноименном эпосе, возраст которого, с легкой руки молодого ученого-историка Салавата Галлямова, сравнившего его с древне-иранской «Авестой» и шумерскими сказаниями о Гильгамеше, специалисты определяют четерьмя тысячами лет.
Во-вторых, именно в Шульган-озере обитает подводный царь, отец красавицы Нэркэс в другом эпосе «Акбузат». Против этого падишаха начинает войну герой повествования Хаубан. Победив царя Шульгана, он превращает его в обыкновенную отвратительную черепаху. В-третьих, в башкирских легендах имя Шульган ассоциируется с образом врага людей, с предательством и злодейством.
Считалось, что в пещере Шульган-таш обитает дух Урал-батыра в облике огромного всадника на крылатом коне Акбузате. Тому, кто его увидит, повезет.
И вот перед нами эта легендарная река Шульган.
Мятежно выбиваясь откуда-то из-под гранитных скал, она поражает глаз своей опаловой голубизной.
Вода в речке холодная, но в ней купаются, и не простужаются никогда! Напротив, выбираются освежившимися и как бы заново родившимися. Такова уж эта волшебная вода, вытекающая из недр пещеры и образующая неподалеку упомянутое выше легенду – озеро Шульган. Никто не знает и не может знать подземных таинств этой реки и этого озера, как не может знать глубинных загадок и ходов этой пещеры.
Оказавшись внутри пещеры, ловишь себя на том, что все тело окунается в состояние благости и покоя. Таково магическое воздействие этого вековечного грота, порождения бога Тэнгри, который покровительствовал людям далеких эпох. И разве не это вдохновенное состояние заставляло их брать в руки природную кисть из жестких растений и выписывать изумительные фигуры животных, о которых мы знаем лишь по тем же преданиям старины глубокой?
Ну а тот, кто хочет узреть и познать Душу и Разум нашей удивительной пещеры, пусть отправляется в ее сердцевину, и припадет к ней всем существом своим, постигая волшебную, колдовскую силу и красу немыслимо прекрасного облика этих мест!